ArtNow - картины, продажа

 

Рейтинг@Mail.ru

 

статистика

Архип Иванович Куинджи

И. Е. Репин. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910)

Биография Архипа Ивановича Куинджи была разнообразна. Он покупал и продавал дома, работал строителем, учил живописи. Самое главное в его жизни – это картины, которые приводили в восторг зрителей. На самом деле в его жизни много загадок, после него не осталось, ни писем, не дневников. Критики утверждали, что он плохо писал, поэтому это не делал. Первый шаг на пути к живописи, он сделал в юности, отправившись, в ученики к Айвазовскому, но великий мастер доверял ему только растирать краски. Он два раза поступал в Академию художеств в Петербурге, и, в конце концов, добился признания, Академия присвоила ему звания свободного художника. В Академии он подружился с Репиным и Васнецовым, прислушивался к новаторствам Крамского. Большинство его работ показывают последовательность движения к передвижничеству. После триумфа «Украинской ночи» и «Березовой рощи» официально ушел из ТПХВ. Его привлекали новые пути и задачи. Последние тридцать лет он скрывал свои новые полотна, чем вызывал недоумение друзей и поклонников творчества. О Куинджи ходили слухи и легенды. Он разговаривал с птицами, на чердаке одного из многочисленных своих питерских домов, разбил прекрасный сад, в который прилетали его пернатые товарищи. Несмотря на то, что художник был богатым человеком, он с готовностью помогал любому нуждающемуся. Именно благодаря Куинджи, громко заявили Рерих и Богаевский, семья художника была для его учеников родной. Под конец жизни художник тяжело заболел и умер у себя дома, буквально на руках у своих учеников.

Украинская ночь. 1876

«Украинская ночь». Эта картина необычна для русской живописи, здесь нарушены все каноны критического реализма. Это были поиски чего-то нового, нового идеала. Здесь удивительна лунная подсветка, картина держится на цветовых сочетаниях. Еще одно новаторство – это уплощение при сохранности правильной перспективы. Картина сродни народному лубку, и в то же время предвосхищает декоративизм в живописи. Используется цвет грунтовки, этим достигается контрастность с освещенной частью на картине. Правда, по свидетельству М.Нестерова, с годами краски сильно изменились, и трудно представить, как картина выглядела первоначально.

 

Лунная ночь на Днепре. 1882

Самой известной работой Куинджи является «Лунная ночь на Днепре». Показ этой работы стал сенсацией в Петербурге в 1880 году. Эта была выставка одной картины, она экспонировалась в одном из залов Общества поощрения художников. Зал был в темноте, и только на эту картину падал электрический луч. При этом изображение становилось более глубоким, а лунный свет ослепительным. Зрители были потрясены увиденным. Они вспоминали о картине спустя десятилетия. Лунный свет удивителен в этом полотне. Естественность, многослойная лессировка и цветовая контрастность определяет работу. Гладь реки искрится и колышется. Мир человека и мир природы слиты в единый образ, отличается философской глубиной. Крестьянские хаты и лунный свет связывают земное и небесное.

Радуга. 1900-1905

«Радуга» - шедевр позднего Куинджи. Здесь показан мастер световых эффектов. Она поражает своей мистической проникновенностью.

 

Ночное. 1905—1908

В картине «Ночное» удивительно объединились стилистические тенденции: романтизм, реализм и символизм. Бледнеющий месяц словно посылает привет земле, две лошади – это композиционный центр картины. Кстати, животные изображены в соответствии с правилами классической композиции. Основной мотив – тихое и светлое прощание, написанный уже постаревшим художником.

 

Березовая роща. 1879

Березы – это извечный символ России, многие художники всячески различно трактуют этот образ. В картине «Березовая роща», ее цветовые решения были новаторскими. Группы берез уплощены, этим художник стремится к декоративности. Попытка изобразить идеальный мир определила статичность изображения. Передний план полотна погружен в тень, она скрывает ненужные детали, которая подчеркивает солнечную насыщенность. Колористическое решение держится на зеленом цвете, он пронизывает все изображение.

«Днепр утром» - импрессионистическим звучит эхом. Это очень живая работа, здесь все в движении: река, туман, воздушная среда.

 

Куинджи был экспериментатором. Современники поражались, как быстро он развивался. Со временем он превратился в одинокого волка, но во время своего затворничества было написано много картин, судьба подарила ему замечательных учеников. Большинство новшеств, которые открыты в начале XX века, мы находим именно в экспериментальных работах Куинджи, его этюдах и миниатюрах.

 

Его называют художником света. Свет заливает и пронизывает все картины мастера, как впрочем, и его жизнь. Природа одарила Куинджи особым талантом, не была художника равного ему в иллюзии света.